Ощущения и дорога.  

Тема 2. Наблюдательность, осмотрительность, глазомер и ощущения

 (Голосов: 2)
Добавил admin в категорию Ощущения и дорога..
Наблюдательность - качество, позволяющее учащемуся быстро оценивать обстановку с точки зрения условий и безопасности движения. Наблюдательность развивается на основе внимательности. Быть наблюдательным - значит оценивать складывающуюся обстановку не только впереди, по сторонам, но и позади автомобиля. Глазомер - качество, определяющее способность визуально, на глаз, оценивать неподвижные и подвижные объекты, линейные величины, габаритные размеры, скоростные параметры, расстояние до пешехода, безопасные дистанции и интервалы и другие признаки, характеризующие обстановку движения, ее изменение или усложнение.
Важно согласовывать скорость управляемого автомобиля в совместном движении с другими транспортными средствами.
altДля этого необходимо, прежде всего пользоваться показаниями спидометра. Не следует пренебрегать и такими зрительно-звуковыми характеристиками, как скорость кажущегося перемещения поверхности дороги, мелькание придорожных предметов, появление и исчезновение в поле зрения транспортных средств, пешеходов, уровень шума двигателя, шин, воздуха и т.п. Для наиболее полного представления о скоростных параметрах мастер демонстрирует учащимся скорость на каждой из передач, максимальную (в безопасных условиях) и экономичную, особо отмечая возможность «привыкания» к высокой скорости и ослабления в связи с этим чувства опасности, защитных реакций. Для развития динамического глазомера учащиеся, кроме скоростных параметров, оценивают расстояния в движении. Наиболее сложный элемент развития динамического глазомера -определение скорости приближающегося сзади или встречного автомобиля, что связано с такими оценочными параметрами, как Расстояние и время. 
осмотрительность - качество, развиваемое на основе внимательности, наблюдательности, глазомера. Прежде чем выполнить : Деиствие, связанное с движением автомобиля, надо убедиться в том, что это действие не создаст помех для других участников движения. Чем сложнее обстановка, хуже видимость, тем белес необходима осмотрительность, что прежде всего относится к движении, задним ходом, обгону, встречному разъезду развороту проезду ворот, перекрестков, железнодорожных переездов, пешеходных переходов и пр. Осмотрительность - обязательная мера предосторожности, которая должна стать для учащегося потребностью.
При современных скоростях движения транспортных средств решающее значение имеет предусмотрительность. Быть предусмотрительным - значит предвидеть возможные изменения обстановки и своевременно принимать меры, исключающие опасные последствия. Если, приближаясь к перекрестку, боковому проезду или выезжая из ворот, учащийся снижает скорость, - он поступает предусмотрительно. Заметив то или иное изменение обстановки движения, учащийся в качестве предупредительной меры отпускает педаль дросселя, вызывая замедление автомобиля, что озна-чает «Вижу пешехода на дороге», «Вижу знак», «Вижу сигнал светофора «Вижу автобус (троллейбус) на остановке», «Слышу специальный сигнал» и т. п.
Осторожность характеризуется умением соизмерять свои намерении, действия и скорость автомобиля с требованиями безопасности,  условиями движения. Воспитание осторожности при обслуживании и вождении автомобиля - необходимая основа для принятие морально-психологических качеств и раньше всего циплинированности . Точный расчет позволяет курсанту выбирать безопасную скорость, в зависимости от условие движение определять возможность продвижения автомобиля в различной обстановке. Чтобы не допустить опасных последствий  расчет учащегося корректируется мастером с разбором допущенных  ошибок Известны случаи, когда водитель разъезжаясь со встречным автомобилем на узкой дороге, вместо того, чтобы оклониться вправо, непроизвольно поворачивав рулевой колесо влево, т.е. в сторону встречного автомобиля.
 
Исследование: Женщины более внимательны за рулем
На Западе уже давно обсуждается эта тема. Так, доктор Макрури из Лондонского университета провел ряд экспериментов и вывел некоторые, надо сказать весьма сомнительные, закономерности. Оказывается, в отличие от мужчин, которые держатся за руль чаще одной рукой, женщины обычно рулят двумя: 46% водителей-мужчин чаще держат правую руку на рычаге переключения передач, тогда как среди женщин таких - лишь 31%. Однако с такими результатами можно поспорить.
 
Это объясняется тем, что, концентрируя внимание на встречном автомобиле, водитель
подвергается «скоростному гипнозу», вызывающему притупление чувства опасности, нарушение расчета движения.
Ощущение - это отражение свойств объективной действительности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, слуховые, обонятельные, вибрационные, двигательные, равновесия, мы-шечно-суставные (приложения усилий) и др. Совокупность этих ощущений воссоздает более сложные познавательные процессы: восприятия, представления. Ощущения субъективны по своей форме и степени достоверности, потому что точность отражения их связана с индивидуальными особенностями человека. Они зависят от опыта, профессиональных знаний, интересов, способностей и других черт, а также от психического состояния человека.
В обеспечении безопасного управления автомобилем главная роль отводится зрительным ощущением. Они позволяют определять и оценивать освещенность и цвет предметов, их размеры, объем, Удаленность. Зрительные ощущения помогают ориентироваться в пространстве, координировать движения, уверенно действовать в МТС. Ясность видения в различных частях поля зрения неодинакова: острее в центре и слабее по краям. Отсюда названия - зрение центральное и периферическое, или боковое. Возможность обозревать дорогу в поле зрения обусловливается подвижностью глаза. Чтобы лучше разглядеть тот или иной предмет на дороге, взгляд переводят. Часто бывает так, что учащемуся необходимо убедиться в отсутствии опасности сзади, слева или справа. В этом случае он поворачивает голову, что связано с понятием «время поворота головы» и «путь за время поворота головы». Однако курсант должен понимать, что прекращение зрительного контакта с дорогой перед автомобилем более чем на 1 с может стать опасным. В определенных условиях местности и освещенности при переутомлении возможно явление, известное под названием оптической иллюзии - обмана зрения. Искажение перспективы в тумане, на горных дорогах и т. п. также приводит к неправильным зрительным ощущениям.
Профессиональный характер зрительных ощущений заключается в том, что в сфере направленного внимания учащийся должен все видеть на дороге, все замечать и ничего не упускать из виду, периодически обращаясь к показаниям контрольных приборов па переднем щитке и зеркалу заднего вида. С ограничением зрительных ощущений (по условиям видимости и т.п.) скорость снижается. Особо важную роль в работе водителя играет хорошее зрение. Все другие анализаторы для восприятия каждого вида ощущений уступают ему в количестве воспринимаемой информации. Благодаря зрению человек получает около 90% информации об окружающем мире. Зрение для водителя - важнейшее из ощущений, с помощью которого человек получает представление о величине, форме и цвете предметов, их возможном расположении и расстоянии до них и таким образом ориентируется в окружающей обстановке. При управлении автомобилем водитель оценивает его положение на дороге: расстояние от тротуара или обочины; расположение продольной оси автомобиля вдоль дороги; ширину дороги или въездных ворот; расстояние от препятствий или места остановки; расстояние между препятствиями. Точность этих восприятий;обеспечивает мастерство управления автомобилем. Водит
необходимо иметь   объемное поле зрения. От него зависит количество объектов, которые водитель может воспринимать
одновременно. Чем больше горизонтальные и вертикальные углы поля зрения, тем большую информацию воспринимает водитель.
Решающее значение для зрения имеют условия освещенности. При уменьшении освещенности зрачки расширяются, при увеличении
силы света - сужаются. Этот процесс носит название адаптации, то есть приспособляемости глаз к условиям освещенности. Водители,
у которых отсутствует адаптация глаз, не могут ориентироваться в сумерках. Такое заболевание называется «куриной слепотой», или
гемералопией. Она бывает врожденной и приобретенной при таких заболеваниях глаз, как близорукость, глаукома, атрофия сосков
зрительного нерва. Процесс адаптации происходит не мгновенно требут некоторого времени. Этим объясняется, например, то, что при переходе от яркого света к темноте и наоборот наступает I временная потеря зрения и лишь постепенно человек начинает различать окружающие предметы, в первую очередь имеющие светлую окраску. Каждый водитель должен помнить, что эта особенность зрения представляет большую угрозу безопасности движения.
На втором месте после зрения по важности для водителя находятся слуховые ощущения. С помощью острого слуха водитель
ясно слышит передаваемые ему или принимаемые им звуковые сигналы, выделяет тембр из общего фона. Слуховые ощущения имеют
немаловажное значение в безопасном управлении автомобилем.
Воспринимая внешние и внутренние шумы, учащийся должен различать шумы, характеризующие отклонения от нормальной
работы двигателя, возникновение опасности, а также звуковые сигналы, обязательные для исполнения (сирена специального
автомобиля, звонок или гудок на железнодорожном переезде, свисток регулировщика, указания по радио и т. п.).
К другим ощущениям относят:
 обонятельные ощущения (восприятие острых запахов бензина, электролита, горящих материалов, перегретого масла и т. п.);
-  кожные ощущения (ощущения прикосновения, тепла или холода, боли);
- двигательные ощущения, сигнализирующие о степени сокращения мышц и положении частей тела, что имеет значение при выборе правильного положения за рулем, а также положения рук и ног на рычагах и педалях и т. д. Сочетание кожных и двигательных ощущений дает осязательные ощущения, позволяющие заменить зрительный самоконтроль суставно-мышечным;
- ощущения равновесия (на крутых поворотах, при боковых кренах автомобиля, на горных дорогах и т. п.).

Просмотров: 1612    Комментарии (25)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять Комментарии в данной новости...