Навыки и внимательность  

Тема 1(2). Процесс формирования навыков, внимательность.

 (Голосов: 2)
Добавил admin в категорию Навыки и внимательность.
altСкорость переключения внимания зависит и от опыта водителя. В результате упорной тренировки он вырабатывает автоматические, но вы пол-достаточно гибкие навыки переключения внимания при выполнении обгона, проезде перекрестка, смене полосы движения и т.д. Все, что привлекает или отвлекает внимание водителя, называется раздражителями, которые могут быть внутренними или внешними. Внешними раздражителями внимания вне автомобиля могут быть: среда движения, элементы, ее составляющие (конфигурация, состояние и профиль пути, погодные условия, средства регулирования, дорожные сооружения, транспортные средства и особенно пешеходы, посторонние шумы, источники света и т.п.). К внешним раздражителям внимания внутри автомобиля относятся органы управления, контрольные приборы, внутренние шумы и т. и. Безусловно, в качестве внешнего раздражителя внимания следует рассматривать и мастера, находящегося в кабине учебного автомобиля рядом с учащимся. Внешние раздражители воспринимаются органами чувств и разделяются на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные.
С наибольшей силой внимание водителя привлекают раздражители:
  - взрывного, ударного характера - резкий звук лопнувшей шины, динамический удар в трансмиссии, стуки в двигателе и т. п.;
- отрывистые, прерывистые — мигающие указатели поворота и стоп-сигналы транспортных средств, мигающий сигнал светофора, мигающие сигналы на железнодорожных переездах, предупредительные сигналы на дорогах и т. п.;
- качественно меняющиеся - изменение погодных и дорожных условий, дальний свет фар, переключаемый на ближний и с ближнего на дальний;
- внезапно возникающие - транспортное средство, внезапно выехавшее на дорогу; дальний свет фар - из-за перелома продольного  профиля дороги, поворота, угла здания, зеленых насаждении,
внезапный отказ или поломка автомобиля; человек, внезапно выбежавший на дорогу;
- связанные с регулированием движения - дорожный знак, линии разметки, сигнал светофора, сигнал регулировщика;
-  звуковые направленные сигналы транспортных средств, свисток регулировщика, предупредительный гудок или звонок на железнодорожных переездах, указания по радио с автомобилей полиции;
- внешние и внутренние источники света;
-  характеризующие приближение к участку повышенной сложности - главной дороге, перекрестку, железнодорожному переезду, водным преградам и др.
Опасное влияние на состояние водителя могут оказывать монотонные, одноцветные раздражители, например, однообразныи, унылый ландшафт, тусклые краски, серые тона, отсутствие контрастности, равномерный шум работающего двигателя и т. п. Под внутренними раздражителями внимания понимают замедленное обдумывание своих действий по управлению автомобилем, а также мысли, представления, поглощающие внимание и не имеющие отношения к управлению автомобилем и среде движения, органические, болевые ощущения и т. п.
Необходимо понимать, что внутренние раздражители более устойчивы. Отвлекая внимание учащегося, они отключают его от среды движения, что, во-первых, снижает успеваемость, а во-вторых, может вызвать осложнение обстановки обучения. В связи с этим полезно вспомнить известную истину: смотреть - еще не означает видеть. В активизации внимания участвуют почти все органы чувств: зрение, осязание, обоняние. Благодаря этому развивается распределенное внимание. Наблюдая за обстановкой движения, учитывая ее изменения, учащийся управляет автомобилем, слушает и выполняет указания мастера, реагирует на внутренние и внешние шумы и т.д. Распределение усилий при управлении автомобилем допустимо лишь при направленном внимании. Важными являются: концентрированное™ и устойчивость
внимания. Не отвлекаясь от управления автомобилем, водитель должен все время оценивать дорожную обстановку и выбирать соответствующий ей режим движения. Одной из наиболее частых причин столкновения является неправильное распределение внимания. При этом характерно, что большая часть столкновений
происходит не со встречным автомобилем, а с обгоняемым. Водитель, считая главной опасностью встречный автомобиль, все
внимание сосредотачивает на нем и упускает из поля зрения обгоняемый автомобиль.
Установлено, что КДТС возникает во второй половине обгона или даже в самом конце его.
Внимание водителя ухудшается в связи с болезнью или утомлением, после употребления алкоголя, а также когда водитель чрезмерно возбужден или угнетен. Длительное движение с постоянной скоростью по свободной дороге ведет к снижению внимания, притупляет бдительность водителя, а значит, связано с повышенной опасностью.

Внимание водителя зависит от его индивидуальных особенностей. Различают: непроизвольное произвольное и послепроизвольное внимание.
Непроизвольное (пассивное) внимание возникает без сознательного волевого усилия под влиянием внешних раздражителей и длится до тех пор, пока они действуют. Оно привлекается сильными раздражителями, их резкой сменой или новизной, яркостью, контрастностью, внезапностью (например, свисток регулировщика, сильный звук, неожиданный для водителя, вспышка света, прекращение шума или света, резкое уменьшение или усиление громкости звука или яркости света). Непроизвольное внимание водителя включается, когда изменяется характер шума от трения колес о дорожное покрытие, тембр работающего двигателя и т.д. Произвольное (активное) внимание - это волевое внимание, которое сознательно направлено на какой-либо объект с заранее постав-ленной целью и отличается повышенной устойчивостью, целенаправленностью и организованностью. В работе водителя произвольному вниманию принадлежит основная роль, ибо без сознательного управления своим вниманием невозможно безошибочное, а, следовательно безопасное управление автомобилем. Непроизвольное внимание может помогать произвольному. Послепроизвольное внимание возникает из произвольного. Такое внимание концентрируется на данном объекте само собой после того, как оно было на этом объекте сосредоточено. Это помогает водителю в восприятии сложной дорожной обстановки.
Устойчивость внимания — удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени. Устойчивость внимания в данном случае определяется, как способность сохранять требуемую активность в обеспечении безопасного управления автомобилем в течение длительного времени. Устойчивое внимание — важнейшее качество, от которого зависит успешность усвоения навыков вождения и безопасность движения, особенно ночью.
Рассеянность или неустойчивость внимания — причина многих ошибок курсанта. Признаками рассеянного внимания могут быть
нерешительные, неточные или неправильные действия. Признаки рассеянности более стабильны, чем признаки переутомления, хотя
и сходны с ними. Обучение вождению учащегося, страдающего рассеянностью внимания, требует особого подхода и, в частности,
замедленного темпа занятий. Как показывает опыт, этот недостаток преодолевается в процессе обучения. Без внимания нет понимания,
а без понимания не может быть прочного запоминания.
Просмотров: 1404    Комментарии (14)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять Комментарии в данной новости...